Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Проблемы цифровизации: что пошло не так с запуском системы «КЕДЕН»

24 Декабря 2024
1071 просмотров

В Комитете государственных доходов Министерства финансов РК (КГД) прошел круглый стол, посвященный обсуждению проблем цифровизации таможенной сферы. За одним столом собрались представители бизнеса и КГД, чтобы откровенно поговорить о том, что пошло не так с запуском новой информационной системы «КЕДЕН».

НИП «КЕДЕН», разработка которой началась в 2023 году, была официально запущена в ноябре этого года. На тестовом этапе её функционал проверяли на декларировании экспресс-грузов, и уже тогда предприниматели заметили немало технических ошибок. Разработчики взяли на себя обязательства их устранить, но после полноценного запуска системы проблемы только усугубились.

Бизнес пожаловался на многочисленные сбои в работе системы. Например, модуль «Транзит», отвечающий за оформление грузов и проведение всех видов контроля, выдал столько ошибок, что это парализовало работу множества компаний. Документы обрабатываются с большими задержками, грузовики простаивают, а убытки растут.

Круглый стол стал для бизнеса шансом донести свои претензии напрямую до представителей КГД. Среди участников встречи были заместители председателя Комитета Ануар Сулейменов и Кайрат Джумагулов. Вопросов у предпринимателей накопилось много — за время обсуждения они озвучили 88 конкретных проблем. Ответы, к сожалению, нашлись далеко не на все.

Особое недовольство вызвал тот факт, что система не позволяет загружать таможенные документы в XML-формате, который для большинства пользователей является самым удобным. Этот вопрос, обсуждается уже 4 месяца, но решения пока нет. Представители госоргана пообещали определиться в течение недели и сообщить о результатах на следующей встрече, намеченной на 27 декабря.

Не меньше вопросов вызывает и техническая сторона работы «КЕДЕН». На запрос Палаты о параллельном использовании предыдущей системы «АСТАНА-1» и новой «КЕДЕН», КГД ответил, что это невозможно.

Кроме того, ошибки при оформлении транзита замедляют подачу деклараций, а система не умеет сохранять данные и выдавать отчетность. Слабый интернет-сигнал вызывает сбои, а задержки при оплате таможенных платежей и налогов приводят к простою грузов и дополнительным затратам на их хранение.

На встрече затронули и тему раннего внедрения решения Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 года № 73, которое вступает в силу с 1 апреля 2025 года.

У бизнеса есть сомнения, оправдан ли такой поспешный переход, но конкретных ответов по этому вопросу пока тоже не прозвучало.

Тем не менее, стороны смогли договориться о нескольких шагах на будущее. Перед запуском новых модулей системы КГД будет проводить тестирование и заранее информировать предпринимателей о его результатах. Также решено провести отдельное обсуждение вопросов временного хранения грузов, запланированное на 23 декабря.

В завершение встречи представители «Атамекен» обратились к КГД с просьбой наладить более оперативную обратную связь. Это, по словам участников, позволит быстрее решать возникающие проблемы и снимать напряжение, которое накопилось вокруг новой системы.

К сведению бизнес-сообщества Национальная палата еще раз напоминает, что в настоящее время КГД принимает к рассмотрению все вопросы предпринимателей через телеграм-чат «НИП «КЕДЕН» (https://t.me/kedenkgdgovkz), в котором состоят около 2 тысяч участников по разделам-направлениям:

  • «ПИ и ТД» (проблемы по оформлению транзита);
  • «Временное хранение» (проблемы СВХ, таможенный склад);
  •  «Регистрация пользователей» (проблемы по регистрации в системе предпринимателей);
  •  «Обеспечение ТПиН» (проблемы уплаты таможенных платежей и налогов);
  • «О технических работах» (проблемы технических ошибок НИП);
  • «Предложения УВЭД по оптимизации» (предложения предпринимателей);
  • «Контроль смежных служб» (проблемы с другими службами на границе);
  • «Таможенное законодательство» (информирование об изменениях таможенного законодательства).

В случае игнорирования вопросов предпринимателей предлагается воспользоваться обращением в КГД посредством E-Otinish.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры